ZeFiance.ru

История банковской системы США 1824 - 1865 гг.

Рыночный «Центральный банк» или «Суффолкская клиринговая система».

В связи с отсутствием монополии на выпуск банкнот в разных городах США обращались банкноты разных банков мастных и иногородних. Банкноты иногородних банков, можно было обменять на золото или серебро в центральном отделении, т. е. житель допустим, Кливленда захотев получить золото по банкнотам Бостонского банка, должен был ехать в Бостон. Некоторые банки мошенники, устраивали отделения вдали от населённых мест, что бы кредиторы не смогли до них добраться в прямом смысле. В этих условиях банкноты иногородних банков принимались с 1 – 5 % дисконтом к номиналу. Многие банки вообще отказались работать с иногородними банкнотами из – за трудности определения верного дисконта. Первым брокерской деятельностью на рынке денег занялся «Нью Инглед бенк оф Бостон» в 1814 году, не смотря на хорошую идею, услуги данного банка были слишком дороги около 3% от стоимости банкноты.  

            В 1818 г. группа видных торговцев основала «Банк Суффолка» с целью брокерской деятельности на денежном рынке. В результате обострения конкуренции ставка учёта банкнот снизилась в Бостоне с 3 % в 1814  до 1% в 1818 и до 0,5% в 1820 гг. Бизнес стал убыточным и оба банка в конце 1820 г. прекратили им заниматься.

            В следующие годы в Бостон стали поступать очень ненадёжные банкноты, при обналичивании крупных сумм в золото, провинциальные банки отказывались платить (особенно банки из далёкого штата Мен). В этой ситуации в начале 1824 г. «Новый банк Англии» и «Банк Суффолка» принялись вновь скупать банкноты провинциальных банков и отправлять их эмитентам. Ожидалось, что провинциальные банки не рискнут поставлять в Бостон ненадёжные банкноты? под угрозой их массового обналичивания. К сожалению резервы двух бостонских банков были не велики и в место оттока плохих банкнот, они спровоцировали их массовый приток, так как своими покупками повышали на них спрос.

            «Банк  Суффолка» в конце февраля 1824 предложил шести банкам Бостона объединить средства  для скупки банкнот и обратной отсылки в банки – эмитенты. Все семь банков собрали 300 000 $ для этой цели и 24 марта 1824 года система заработала. «Банк Суффолка» покупал провинциальные банкноты у 6 – ти банков партнёров. К концу 1825 года ежемесячный оборот превышал уже 2 млн. $. С конца 1825 года он прекратил сотрудничество с 6, и стал самостоятельно обналичивать в золото провинциальные банкноты.  В 1825 году управление «Банка Суффолка» выработало следующие правила клиринговых операций с банкнотами:

  1. Каждый провинциальный банк участвующий в системе обязан держать в Бостоне резервный депозит не менее 2000$ в драгоценных металлах и сумму необходимую для учёта всех поступающих в Банк  Суффолка банкнот. На практике все депозиты были в Банке Суффолка и проценты по таким депозитам не выплачивались.

  2. Банк Суффолка учитывает банкноты банков входящих в систему без дисконта т. е. по номиналу.

  3. Денежные средства зачисляются на счет банка партнёра в течении 2 рабочих дней.

К 1838 году все местные и иногородние банки Новой Англии проводили клиринговые расчёты через Банк Суффолка.

            Провинциальные банки были возмущены обязанностью регулярного погашения своих банкнот в «Суффолкской системе», так как это делало невозможным выпуск необеспеченных банкнот, - чем жили многие не чистые на руку банки. В 1831 году в верховный суд штата Массачусетс, местные банки подали иск, с требованием отказывать «Банку Суффолка» в погашении банкнот серебром и золотом. Законодательное собрание штата также отказало местным банкам в создании «Клирингового Банка Массачусетса» усомнившись, что они будут вести дела столь же добросовестно. С 1830 – х годов Банки не входящие или исключённые из «Суффолкской» системы выпускали свои банкноты с огромными дисконтами либо вообще не могли наладить их широкое хождение т. к. публика отказывалась их принимать. Кроме этого в экстраординарных случаях  «Банк Суффолка» кредитовал из резервного фонда (металлические депозиты) банки партнеры, если резервная политика этих банков была для него благоразумной.

            К 1858 году ежегодный объём учтённых банкнот составил 400$ миллионов. Средний ежегодный объём учёта банкнот  за 1825 -1857 составил 229$ миллионов.  Резервный фонд и комиссия клиринговой системы приносили банку около 1 000 000 $  прибыли в год, а издержки на персонал составляли 40 000 $ в год. К 1850 дивидендные выплаты достигли 10 % от стоимости акций. С 1836 акции «Банка Суффолка» были самыми дорогими среди всех банков Бостона.

            В 1858 г. появился «Банк взаимного погашения». 8 октября 1858 года «Банк Суффолка» отказался учитывать банкноты банков сотрудничающих с конкурентом. В ответ на это провинциальные банки массово стали переходить в появился «Банк взаимного погашения» и 16 октября «Банк Суффолка» объявил о прекращении учёта банкнот. Возможно на волне недовольства «Банком взаимного погашения» Суффолкский банк вернулся к клиринговым операциям, но в 1861 году началась гражданская война, а с 1863 года закон о «Национальной банковской системе» запретил эмиссию банкнот банкам штатов, в силу чего образовалась монополия государственного банка существующая и по ныне.

Джон Джей Нокс сравнил эффективность «Суффолкской системы» и «Национальной банковской системы» США

Показатель

Суффолкская система

Национальная Система

Максимальный объём учёта банкнот, в год

400 000 000$ (1857)

137 697 696$ (1875)

 

Издержки клиринга на

1000 $

0,40 $

1,29 $

Издержки клиринга на

1000 $ без учёта транспортировки

0,10 $

0,94$

Издержки

40 000 $ – 1857

от 380 000$ (1865)

до 1 120 000$ (1898)

Средний объём учёта

(1825 – 1858)

229 000 000 $

(1864 – 1898)

54 000 000 $

Банкротства Банков участников системы

Крайне редко

Часто

Необеспеченное кредитование (эмиссия)

нет

да


Денежная система США с момента начала Гражданской войны до образования "Национальной банковской системы".

Гражданская война

Гражданская война оказала на кредитно-денежную и банков­скую систему США еще более губительное влияние, чем война 1812 г. Если не считать периода 1814—1817 гг., в США впервые - и на два долгих десятилетии - установилась система неразменных бумажных денег, которая привела к инфляции цен. Эти «зеленые спинки», гринбеки, оказались прообразом кредитно-денежной системы, установившейся в США после 1933 г., а особенно посте начатого в 1971 г. эксперимента с неразменными бумажными деньгами.

Пожалуй, еще более важным последствием Гражданской войны было устойчивое изменение банковской системы Америки. По существу, федеральное правительство запретило банкам штатов эмиссию банкнот и создало взамен новую, квазииентрализованную общегосударственную банковскую систему, которая проторила путь к возврату полноценного центрального банка, каковым стала Федеральная резервная система. Короче говоря, Гражданская война покончила с отделением федерального правительства от банковской системы и положила начало все более тесному и устойчивому симбиозу. При этом республиканская партия, которая унаследовала у вигов пристрастие к бумажным деньгам, правительственному контролю и поддержке инфляционных тенденций, сумела сде­лать мягкие деньги постоянной чертой американской системы. 

Гринбеки

Гражданская война привела к чудовищному росту федеральных расходов: с 66 млн долл. в 1861 г. до 1,3 млрд долл. четыре года спустя. Чтобы оплатить эти раздутые потребности, мини­стерство финансов для начала попыталось в конце 1861 г.-разместить в крупнейших банках страны облигационный заем на 150 млн долл. Однако министр финансов Салмон Чейз, быв­ший джэксонианец, попытался добиться, чтобы банки заплатили за облигации твердой валютой, которой у них просто не было. Такое стремление федеральных властей, а также возросший спрос населения, имевшего все основания не доверять банкам, привели к тому, что уже в конце декабря 1861 г. банки приостановили расчеты звонкой монетой. За банками быстро последовало и министерство финансов, которое перестало погашать золотом и серебром казначейские билеты.

Правительство США не замедлило воспользоваться возник­шим неразменным бумажно-денежным стандартом. В законе об узаконенном платежном средстве от февраля 1862 г. Конгресс разрешил напечатать на 150 млн долл. новых банкнот (вскоре получивших прозвище «гринбеки» - зелёные спинки, прозванные так за свой внешний вид) для оплаты растущих военных расходов. Эти гринбеки получили статус законного средства платежа по всем долгам, частным и публичным, кроме одного — министерство финансов сохранило верность обязательству оплачивать звонкой монетой проценты по государст­венному долгу. Кроме того, была предусмотрена конвертируемость гринбеков по номиналу в облигации США, но эту возможность публика практически не использовала, и через год она была отменена.

Создав в феврале гринбеки, Конгресс принял решение, что это первая и последняя экстренная эмиссия. Но печатанье денег - это крепкое вино, так что уже в июле 1862 г. было разре­шено отпечатать еще 150 млн долл., а в начале 1863 г. - еще 150 млн долл. Рекордный объем этих денег в обращении был достигнут в 1864 г. - 415,1 млн долл.

Гринбеки начали обесцениваться по отношению к звонкой монете почти сразу после эмиссии. В попытке поддержать цену падающих государственных облигаций министр финансов Чейз и июле 1863 г. отменил конвертируемость гринбеков, что еще сильнее понизило их курс. Вместо того чтобы просто признать свою ответственность за продолжающееся обесценение бумажных денег, Чейз и другие руководители министерства финансов взвалили вину на безымянных «валютных спеку­лянтов». В марте 1863 г. Чейз начал целенаправленную кам­панию обвинений в адрес рынка золота и попытался взять его под контроль, а в итоге и ликвидировать торговлю золотом ради борьбы с обесценением денег. Вся эта возня длилась по­том до тех пор, пока его самого не отстранили от должности. В начале марта он потребовал от Конгресса установления гербо­вого сбора с операций по продаже золота и запрета кредитов под залог монет, оцененных выше их номинала в бумажных деньгах. Это ограничение мало повлияло на рынок золота, и когда в конце года обесценение денег двинулось ускоренным маршем, Чейз решил де-факто отменить требование об оплате таможенных сборов золотом.

В конце марта 1864 г. Чейз объя­вил, что импортеры получат разрешение покупать в министер­стве финансов золотые монеты со скидкой от рыночной цены, чтобы потом этим золотом оплачивать таможенные пошли­ны. Предполагалось, что это избавит импортеров от необхо­димости покупать золото на рынке, а значит, замедлит обесценение бумажных денег. Но в результате гринбеки, которые в начале эксперимента стоили 59 центов золотом, упали к сере­дине апреля до 57 центов. Чейзу пришлось отменить эту схему. Провал попыток регулировать рынок золота подталкивал Чейза ко все более решительным мерам. В середине апреля, чтобы остановить обесценение бумажных денег, он продал на рынке золото на 11 млн долл. Эффект оказался незначительным, а министерство финансов не могло повторять такие интервенции, потому что золото было нужно ему для погашения процентов по государственному долгу. В конце месяца курс бумажного доллара упал еще ниже, до 56 центов.

Но неутомимый Чейз не отступал. в середине марта 1864 г. он продал в Лондоне партию иностранной валюты ниже ры­ночного курса, чтобы снизить курс фунта стерлингов по от­ношению к доллару и, кроме того, чтобы отчасти восполнить потребность американских экспортеров в золоте на террито­рии Англии. Но и эта затея оказалась неудачной, и еще до конца месяца Чейз свернул эксперимент.

Наконец, министр финансов Чейз решил «действовать без перчаток». Раз не удается поставить рынок золота под контроль, значит, нужно вообще его закрыть и таким образом покончить с обесценением бумажных долларов. К середине июня 1864 он провел через Конгресс истинно деспотические меры: под страхом суровых наказаний запретить заключение контрактов с оплатой золотом, а также запретить брокерам операции с золотом, если одной из сторон не является его собственное министерство.

Результат был чудовищен. Рынок золота погрузился в хаос. Из-за отсутствия организованных торгов разброс цен стал со­вершенно немыслимым. Предприниматели требовали отмены «закона о золоте», и, что было хуже всего, повысить курс бумажного доллара не удалось, а это ведь и было главной целью. Даже наоборот, доверие публики к бумажным деньгам упало, и их курс по отношению к золоту также понизился. В начале июня курс бумажных долларов по отношению к золоту составлял чуть больше 52 центов. К середине июня расчеты на принятие закона о золоте понизили курс до 51 цента. После принятия закона цена резко упала и к концу месяца составила 40 центов. Разрушительный закон о золоте был отменен в конце июня, и вряд ли было совпадением, что одновременно министр финансов Чейз был отрешен от должности. На этом война со спекулянтами закончилась.

Как только гринбеки обесценились до 97 центов золотом, разменные серебряные монеты стало выгодно вывозить на экспорт, и они быстро были проданы за золото. К июлю 1862 г. в обращении остались только медно-никелевые пенни. Прави­тельство США спешно выпустило мелкие билеты для восполнения нехватки разменных денег. Сначала это были почтовые марки, потом те же марки, но без клея, а с весны 1863 г. была налажена эмиссия разменных бумажных денег. К середине 1864 г. почтовых марок и разменных денег было выпущено на 28 млн. долл. По мере обесценения бумажных денег даже медно-никелевые монеты начали исчезать из обращения. Сначала под действием опасений дальнейшего обесценения, а потом уже перед лицом роста товарных цен медно-никелевые монеты уходили на экспорт. Почтовые марки и разменные бумаж­ные деньги делу помочь не могли, потому что имели номинал 5 центов и 3 цента соответственно. Наконец весной 1864 г. были выпущены облегченные бронзовые пенни, что и восполни­ло нехватку разменных денег.

 

Как только в конце 1861 г. банки и министерство финансов прекратили выплаты звонкой монетой, вступил в действие за­кон Грэшема и золото быстро исчезло из обращения, если не считать процентных платежей министерства финансов по государственному долгу и оплаты импортерами таможенных пошлин. Поскольку немедленно вслед за этим последовал выпуск гринбеков, получивших статус узаконенного платежного средства, золото исчезло окончательно.

Поразительным исключением была Калифорния. В то время к западу от Небраски вообще было очень мало банков, а в Калифорнии их отсутствие гарантировалось тем, что конституция штата в 1849 г. запретила эмиссию бумажных денег на его территории. В конце 1840-х гг. в Калифорнии были открыты мощные месторождения золота, и материала для чеканки монет было в избытке.

Привыкшие использовать только золотые монеты, практи­чески не знакомые с бумажными банкнотами, калифорнийские торговцы приняли меры для сохранения золотого обращения и предотвращения принудительных платежей гринбеками. Для начала в ноябре 1862 г. торговцы Сан-Франциско договорились о том, что основой их платежной системы останется золото, а гринбеки могут приниматься только по рыночному курсу, т.е. со скидкой. Фирмы, которые не подчинятся этому соглашению, попадают в черный список и в будущем должны будут оплачивать любые покупки только наличным золотом.

Но добровольных усилий оказалось недостаточно для противодействия натиску федеральных властей, навязывавших узаконенное платежное средство, поэтому в конце апреля 1863 г. законодатели штата Калифорния под давлением торговцев приняли закон об «особых условиях». Этот закон устанавливал, что зафиксированная в контракте валюта платежа есть обязательное условие, выполнения которого можно требовать через суд. После принятия этого закона калифорнийские торговцы получили возможность оговаривать в контракте в качестве валюты платежа золотые монеты и тем самым защищать себя от оплаты гринбеками. И не имело значения, если контрагентом по договору выступал другой штат или даже федеральное правительство. Помимо этого, депозитные банки штата отказались принимать вклады в гринбеках, газеты использовали свое влияние, предупреждая граждан об опасностях, сопряженных с гринбеками, а правительство штата отказалось принимать их в счет уплаты налогов. Таким образом, буквально вся Калифорния объединилась, чтобы отказаться от использования неразменных бумажек федерального правительства.

Суды также внесли вклад в поддержание золотого стандарта и отказ от использования обесцененных федеральных бумажных денег. Мало того, что суды Калифорнии подтвердили конституционность закона об особых условиях контракта, но Верховный суд штата постановил в 1862 г., что гринбеки не могут приниматься в счет уплаты местных налогов или налогов штата, поскольку конституция штата запрещает принимать бумажные деньги в счет уплаты налогов.

Примеру Калифорнии быстро последовал штат Орегон. Конституция Орегона также не разрешала действовать на тер­ритории штата эмиссионным банкам, и точно так же золото было единственной и привычной валютой. Через две недели после того, как торговцы Калифорнии заключили свой договор, торговцы Салема, шт. Орегон, единодушно объявили, что поддерживают золотой стандарт и отказываются принимать гринбеки по номиналу. Спустя два месяца ведущие торговцы Портленда договорились, что будут принимать гринбеки только по рыночному курсу Сан-Франциско. Этому примеру быстро последовали торговцы остальных штатов. Портлендские торговцы выпустили предупреждение, что всем клиентам, которые попробуют погасить свои долги гринбеками, сразу будет объявлен бойкот и в дальнейшем все сделки с ними бу­дут осуществляться только за наличный расчет.

Депозитные банки Орегона также отказались принимать вклады в гринбеках, а законодатели штата последовали примеру своих калифорнийских коллег и через полтора года приняли закон о валюте платежа. Орегон также отказался прини­мать гринбеки в счет налогов, а в 1864 г. счел нужным усилить закон требованием, что «все налоги, устанавливаемые штатом, округами или муниципалитетами, следует собирать и оплачивать только золотыми и серебряными монетами Соединенных Штатов, и никаким другим образом».

В том же году Верховный суд Орегона вслед за своими ка­лифорнийскими коллегами постановил, что конституционные нормы штата не разрешают принимать гринбеки в счет уплаты налогов.

История банковского дела во время Гражданской войны очень усложнена тем фактом, что в последний период войны возникла национальная банковская система. Но совершенно ясно, что банки штатов, прекратив погашение своих обяза­тельств золотом и серебром и получив возможность громоздить пирамиду платежных инструментов и кредита на базе федеральных долларов, работали с хорошей прибылью. Так, совокупный объем эмитированных банками банкнот и депозитов составлял 510 млн долл. в 1860 г. и 743 млн долл. в 1863 г. Иными словами, в течение этих трех лет платежные обязательства банков штатов увеличивались ежегодно на 15,2%.

Ничего удивительного, что, вопреки прежнему мнению историков, банки штатов приветствовали принудительное рас­пространение федеральных долларов, которые, будучи узаконенным платежным средством, могли служить базой для выпуска собственных платежных инструментов и расширения кредита. Как говорит Хаммонд, «в результате выпуска узаконенных платежных средств власть банков была не обуздана (как позднее думали некоторые), а, напротив, расширена. С ростом эмиссии депозиты банков также увеличивались». Как отметил сенатор Шерман (республиканец от штата Огайо), банки штатов были рады появлению гринбеков. А главный автор закона об эмиссии гринбеков, конгрессмен Элбридж Спаулдинг (республиканец от штата Нью-Йорк), председатель подкомитета Конгресса по изысканию денежных ресурсов, ко­торый и внес законопроект, сам был банкиром из Буффало.

Совокупная денежная масса в стране (включая золотые мо­неты, банкноты банков штатов, разменную серебряную монету, «дробную валюту» и гринбеки) в 1860 г. составила 745,4 млн долл. К 1863 г. этот показатель вырос до 1,435 млрд долл., рост на 92,5% за три года, или на 30,8% в среднем за год. К Концу войны совокупная денежная масса, которая к этому времени включала банкноты и чеки национальной банковской системы, составила 1,773 млрд долл., т.е. выросла за два года на 23,6%, или на 11,8% в год. За годы войны объем денежной массы вырос с 745,5 млн до 1,773 млрд долл., т.е. на 137,9%, или на 27,69% в год.

Следствием инфляции денег стала инфляция цен. Ничего удивительного, что гринбеки, которые обесценивались относительно золота, точно так же теряли свою покупательную способность относительно товаров. Индекс оптовых цен вы­рос со 100 в I860 г. до 210,9 в конце войны, т.е. на 110,9%, или на 22,2% в год.

Республиканская администрация доказывала, что эмиссия гринбеков диктовалась жестокой «необходимостью» военного времени. Фиктивность этого аргумента доказывается тем, что с середины 1863 г. эмиссия гринбеков практически не прово­дилась. Существовали три альтернативы политике эмиссии неразменных бумажных денег в качестве узаконенного платежного средства.

1) Правительство могло выпустить бумажные деньги, но не придавать им статус узаконенного платежного средства, но тогда они бы обесценивались с еще большей скоростью. В любом случае, если бы их принимали в счет уп­латы федеральных налогов и сборов, они имели бы статус квазиузаконенного платежного средства.

2) Для оплаты военных расходов можно было повысить налоги.

3) Можно было вы­пустить облигации и другие ценные бумаги и продавать их банкам и другим организациям.

Фактически правительство всегда использовало и обе последних альтернативы, а с 1863 г., когда эмиссия гринбеков была прекращена, оно использовало только их, главным образом наращивая государственный долг. За годы войны суммарный дефицит федерального бюджета составил 2,614 млрд долл., из которых эмиссия гринбеков по­крывала только 431,7 млн долл. Эмиссией бумажных денег удалось покрыть 22,8% федерального бюджетного дефицита в 1862 г., 48,5% - в 1863 г., 6,3% - в 1864 г. и 0% - в 1865 г. факт тем более поразительный, что наибольшего значения дефицит бюджета достиг в 1865 г., составив 963,8 млн долл. И он был целиком профинансирован за счет государственного долга. Налоги также значительно выросли. Налоговые поступ­ления в бюджет увеличились с 52 млн долл. в 1862 г. до 333,7 млн долл. в 1865 г. Доля налогов в бюджетных доходах выросла с незначительных 10,7% в 1862 фискальном году до более 26% в 1864 и 1865 г.

Нет сомнений, что аргумент о военной «необходимости» эмиссии гринбеков был ложным, и даже адвокаты этой поли­тики признали, что вполне можно было обойтись эмиссией государственного долга, если бы только администрация была готова к тому, что цена их облигаций возрастет, а вместе с этим процентные платежи по долгу. На протяжении большей части военного периода они не желали обратиться к возможностям, предоставляемым конкурентным рынком облигаций.

ГЛАВНАЯ

 

  Rambler's Top100

При любом использовании материалов, рисунков, или программного кода данного сайта, ссылка на проект "ZeFinance.ru" обязательна.
Цитирование и использование в Интернете разрешено только при наличии гиперссылки на http://news.zefinance.ru/
© 2007 - 2008 Zefinance.ru
Дата изменения: 17.06.2009
Hosted by uCoz