ZeFiance.ru

Motorola

Quaker Oats Company была основана в 1891 году и являлась одной из старей­ших компаний американской пищевой промышленности. Тот, кто ел овся­ную кашу, обязательно знал торговую марку Quaker. Тот, кто пил Gatorade, тоже знал Quaker Oats... а может быть, и не знал, хотя именно Quaker, ведо­мая генеральным директором Уильямом Д. Смитбургом, обнаружила этот неотшлифованный алмаз в закромах приобретенной ею в 1983 году компа­нии Stokely-Van Camp и превратила его в популярнейший бренд и напиток номер один для всех любителей спорта. Любопытно, что имена как Смит-бурга, так и самой Quaker получили гораздо большую известность из-за ис­тории с другим напитком, хотя это была и не та слава, которая могла бы порадовать компанию или ее генерального директора. Когда в 1994 году Quaker решила купить Snapple, эта сделка вызвала всеобщий интерес. Прак­тически с самого начала она попала в разряд главных бизнес-новостей, ши­роко освещавшихся на страницах прессы, и оставалась там до тех пор, пока Snapple не был продан Triarc Company за 300 млн. долларов, то есть прибли­зительно на 1,4 млрд. дешевле, чем он обошелся Quaker Oats. Что же про­изошло? Как могла компания, которая обеспечила шумный успех Gatorade, так бездарно провалить казавшийся аналогичным проект? За ответами мы обратились к главным действующим лицам этой истории — основателю Snapple, ее ключевым дистрибьюторам, бывшему генеральному директору Triarc, который сумел вновь поставить Snapple на ноги, к людям, занимав­шим различные посты внутри Quaker Oats, а также к самому Уильяму Смит-бургу. И вот что нам удалось узнать.

 

Взлет Snapple Beverage Corporation

Мы первыми выпустили готовый к употреблению чайный напиток, вкус которого не напоминал аккумуляторную кислоту.

Арнольд Гринберг,

один из основателей Snapple,

Company Histories, 1993 год

Компания Snapple, первоначально называвшаяся Unadulterated Food Products, Inc., была создана в 1972 году. Ее основателями стали два связан­ных родственными узами человека, которые зарабатывали на жизнь мы­тьем окон (Леонард Марш и Хайман Голден), и владелец магазина здоро­вого питания (Арнольд Гринберг). В 1986 году эти уроженцы Нью-Йорка начали поставлять в местные магазины здорового питания фруктовые соки, газированные напитки, состоящие только из натуральных ингредиентов, и сельтерскую воду. Выбранный ими слоган «Сделано из самого лучшего» подчеркивал их приверженность принципам здорового образа жизни. Год спустя партнеры вышли на зарождающийся рынок чайных напитков с высококачественным, готовым к употреблению охлажденным чаем, и этот шаг оказался очень своевременным решением, определившим дальней­шую судьбу компании.

После выкупа контрольного пакета акций за счет кредита компания, получившая новое имя— Snapple, в 1993 году провела первоначальную публичную эмиссию. Стремясь покорить американский рынок, Snapple активно эксплуатировала тему простых людей. Лицом компании стала ее сотрудница Венди Кауфман, которая дружески приветствовала телезрите­лей от лица Snapple и с экрана отвечала на письма поклонников этой тор­говой марки. Кроме того, Snapple заручилась поддержкой таких культо­вых персонажей, как радиозвезды Говард Стерн и Раш Лимбо, что обеспе­чило бренду индивидуальность и множество преданных поклонников. Компания завоевала огромную популярность, на ее счету было множество новаторских шагов. Она первой ввела на своих предприятиях процедуру горячей упаковки чайных напитков, которая впоследствии превратилась в отраслевой стандарт, и разработала торговые автоматы и холодильники новой конструкции — со стеклянной передней стенкой, которая позволя­ла покупателям видеть находящиеся внутри необычные бутылки Snapple с широким горлышком.

Секретной составляющей успеха компании стала обширная и безотказ­но работавшая сеть независимых упаковщиков и дистрибьюторов, кото­рые подготавливали, разливали, складировали и продавали продукцию Snapple. Snapple уважала и ценила своих дистрибьюторов, и такое отношение окупалось сполна. Один из дистрибьюторов вспоминал: «Они посы­лали к нам специалистов, которые помогали решать возникающие про­блемы; их представители продавали товар бок о бок с торговыми агента­ми. Они уделяли много времени и внимания «маленьким» людям, кото­рые работали на уровне розничных продаж, потому что знали: именно там находятся корни их бизнеса» (8). Такое сочетание инновационного продукта, изобретательного маркетинга и суперлояльной и эффективной распределительной сети в начале 90-х годов превратило Snapple в настоя­щую машину по зарабатыванию денег.

Первые тучи

Через два года после того, как с помощью кредитов был выкуплен кон­трольный пакет Snapple, на рынке произошли существенные измене­ния. Как это часто случается, признаки надвигающейся бури появились заранее. К концу 1994 года темпы роста рынка готовых к употребле­нию чайных напитков замедлились, впервые упав ниже отметки в 50 процентов. Лидирующие позиции в этом секторе быстро отвоевывали предприятия по производству чайных напитков, созданные Coca-Cola (совместно с Nestle) и PepsiCo (совместно с Lipton). Дебютанты — Arizona Iced Teas, Nuntucket Nectars и Mystic— использовали для привлечения потребителей нишевые стратегии и различные нововведения, умень­шая тем самым рыночную долю Snapple. В довершение всего, из-за нео­жиданно холодного летне-осеннего сезона 1994 года у компании воз­никло серьезное затоваривание. Эти проблемы отразились на курсе ак­ций Snapple, который понизился на 50 процентов по сравнению с уров­нем предыдущего года.

И вот на такую зыбкую почву ступила Quaker. Шестого декабря 1994 года кбмпания Quaker приобрела Snapple, выложив 1,7 млрд. долларов; выплаченная ею премия была в 28,6 раз больше прибыли и составляла 330 процентов от доходов. Вскоре после этого, чтобы расплатиться по образовавшимся долгам, Quaker рассталась с некоторыми своими под­разделениями, которые с давних пор обеспечивали ей стабильный доход и присутствие на мировых рынках. Однако продажа отделений, которые занимались производством сладостей и производством корма для домаш­них животных, принесла компании новые проблемы, поскольку эти сдел­ки повлекли за собой необходимость уплаты огромного налога на уве­личение рыночной стоимости капитала. Очень скоро всем стало ясно, что приобретение Snapple стало для Quaker Oats началом очень серьез­ной битвы.

 

Ошибка Quaker: Snapple это не Gatorade

Любому человеку свойственно желание вернуться на поле своих самых громких побед и еще раз пережить связанные с этими победами приятные ощущения. Но особенно ярко эта черта проявляется у руководителей, ко­торые стоят во главе огромных коммерческих структур. Они отчетливо запоминают похвальные отзывы и, что еще важнее, личное удовлетворе­ние, которое приносит им тот или иной успех.

К несчастью, жажда повторить оказавшийся удачным ход заставляет многие компании совершать ошибки, в особенности тогда, когда они счи­тают уроки прошлого автоматически применимыми к настоящему. В про­шлом у Quaker был чрезвычайно успешный опыт развития бренда Gatorade. Генеральный директор Quaker Уильям Смитбург по праву считал его сво­им самым значительным достижением:

i

Наши люди превратили Gatorade из небольшого бизнеса стоимостью в 90 млн. долларов, каким он был в 1983-м, в предприятие, которое оце­нивается в 2 млрд. долларов. Темпы роста этого предприятия до сих пор выражаются двузначными числами, а доля рынка превышает 80 процентов, несмотря на то что в начале 90-х на этот рынок вышли Coke и Pepsi. Они не могли переиграть нас, поэтому одной из них пришлось купить всю компанию, чтобы прибрать Gatorade к рукам (9).

Мог ли Snapple предоставить компании возможность для повторения этого успеха? Практически нет сомнений в том, что руководители Quaker видели в торговой марке Snapple огромный потенциал, подобный тому, который им когда-то удалось разглядеть в Gatorade. Они считали, что мар­кетинговые ходы, которые превратили Gatorade в мегабренд, вполне при­менимы и к Snapple. Президент занимавшегося выпуском напитков под­разделения заявлял: «В Gatorade собралась прекрасная команда специали­стов по маркетингу и продажам. Мы уверены, что знаем, как нужно рабо­тать с торговыми марками и как двигать бизнес вперед. Мы надеемся, что сможем вывести как Gatorade, так и Snapple на новый уровень развития» (10). Кроме того, руководители Quaker были убеждены, что компания «вы­играет от полученного синергетического эффекта». Чего в компании не замечали, так это того, что Snapple была вовсе не похожа на Gatorade. Snapple являлась «имиджевым» продуктом, a Gatorade— «продуктом для возме­щения потерянной жидкости»; успех, которого к тому времени сумела до­биться Snapple, был основан на необычной маркетинговой стратегии, за­воевавшей для Snapple репутацию культового напитка, а продвижению Gatorade способствовали более традиционные маркетинговые методы; распространением Snapple занимались независимые дистрибьюторы, Gatorade же использовала систему централизованных складов. Как сказал нам гене­ральный директор Triarc Майкл Уэйнстайн, «в Quaker считали, что к Snapple можно применить модель, опробованную на Gatorade, но она только вне­сла в систему разлад. Смитбург же этого не понял» (12).

Помните о секретной составляющей?

В некоторых фильмах зрителям с самого начала становится ясно, кому из героев в конце концов суждено погибнуть, хотя они и не могут знать, как именно это произойдет. После того как мы столько узнали о Quaker, их ис­тория стала похожей на такой кинофильм. И в фильме про Quaker и Snapple ключевыми фигурами оказались дистрибьюторы. Quaker организовала но­вое подразделение по производству напитков, в состав которого вошли как Gatorade, так и Snapple. В ее планах значилось создание смешанной системы распределения, в соответствии с которой дистрибьюторы Snapple получали право заниматься поставкой охлажденных однопорционных упаковок Gatorade в рамках используемой компанией системы прямой поставки в обмен на частичный отказ от права на-торговлю неохлаждаемыми напитка­ми Snapple в пользу распределительной системы Gatorade. Этим планам было не суждено воплотиться в жизнь по двум причинам. Во-первых, многие дав­ние дистрибьюторы Snapple не доверяли Quaker, в том числе и потому, что сразу же после приобретения Snapple компания попыталась внести измене­ния в имевшиеся у дистрибьюторов бессрочные контракты. Излишне гово­рить, что попытка эта закончилась полным провалом. Во-вторых, обмен Snapple на Gatorade был невыгоден с коммерческой точки зрения. Дистрибь­юторы заявили Quaker, что «4 доллара, которые они получают с каждого ящика Snapple, примерно в два раза больше того, что они смогут получить, продавая Gatorade» (13), и намного превышают норму прибыли в 1-2 дол­лара, стандартную для продавцов безалкогольных напитков. «Мы видели, что нам грозят убытки. Мы знали, что у нас хотят отобрать наш бизнес, не давая ничего взамен. Мы не желали отдавать права, на получение которых были потрачены многие годы» (14).

Поскольку дистрибьюторы не были расположены к сотрудничеству, стра­тегия «использования синергетического эффекта» рассыпалась в прах. И без того непростую ситуацию осложнили неожиданные сюрпризы, которыми всегда сопровождаются подобные сделки. Производительность фабрик Snapple оказалась гораздо менее низкой, чем ожидалось, на складе обнару­жилось затоваривание упаковками старого образца, после поглощения уво­лились многие менеджеры по сбыту (это нанесло дополнительный удар по отношениям с дистрибьюторами) и руководители (в том числе двое из трех основателей компании). Quaker понадобилось почти полтора года, чтобы разобраться со всеми проблемами. Лишь в мае 1996 года она смогла нако­нец наладить систему распределения и запустить новую маркетинговую кам­панию. К этому времени конкуренция на рынке готовых к употреблению чайных и фруктовых напитков обострилась до такой степени, что отвое­вать потерянную долю рынка было уже практически невозможно.

 

Конец игры

В конце концов, в 1997 году Snapple перешла во владение Triarc. Экспери­мент был завершен. Snapple сильно отличалась от Gatorade, и за непонима­ние этого Quaker Oats заплатила несколько миллиардов долларов (15). Пы­таясь переделать Snapple но образцу Gatorade, руководители Quaker делали ставку на собственное представление о том, как нужно продавать бутили-рованные безалкогольные напитки, и бездумно игнорировали уникаль­ный опыт приобретенной компании, касавшийся отношений с потреби­телями, организации каналов распределения и продвижения продукта; по сути дела, Quaker добровольно отказалась от использования того, за что она заплатила немалые деньги. Часть этого невостребованного опыта воп­лотилась в лице Леонарда Марша, единственного из трех основателей Snapple, который не покинул компанию после ее перехода в собственность Quaker Oats. При этом, как говорит сам Марш, он «был исполнительным вице-президентом, который ничем не руководил» (16). Что еще можно добавить к этим словам?

 

  Rambler's Top100

При любом использовании материалов, рисунков, или программного кода данного сайта, ссылка на проект "ZeFinance.ru" обязательна.
Цитирование и использование в Интернете разрешено только при наличии гиперссылки на http://news.zefinance.ru/
© 2007 - 2008 Zefinance.ru
Дата изменения: 17.06.2009
Hosted by uCoz