ZeFiance.ru

Apple

Вы изобретаете красный резиновый совок для мусора в тот момент, когда никто в мире не знает ничего лучшего, чем совок металлический. В годы Великой депрессии ваш новый совок охотно покупают по цене, в три раза превышающей цену его старого коллеги. С течением времени ваша ком­пания превращается в машину по изобретению новых товаров, ежегодно поставляющую на рынок бесконечное количество инновационных про­дуктов. Вы развиваетесь, расширяя как распределительную сеть (к уни­вермагам добавляются супермаркеты, магазины товаров по сниженным ценам и продуктовые магазины), так и свой товарный ассортимент (с по­мощью собственных изобретений и покупки других компаний, таких как Little Tikes или Seco Industries). Подобная диверсификация, темпы которой еще более увеличиваются после того, как пост генерального директора за­нимает Стэнли Голт, становится залогом стабильного и весьма впечатля­ющего роста компании, наблюдаемого в 1980-е годы. Объем продаж воз­растает от 350 млн. долларов в 1981 году до 1,45 млрд. долларов в 1989. Преданность идеям новаторства превращает небольшую компанию со Среднего Запада в обладателя одного из самых известных брендов Амери­ки — Rubbermaid.

Основная компетенция компании — товарные инновации — заложи­ла основу для ее оглушительного успеха. Новаторский дух и умение быст­ро выводить новшества на рынок гарантировали Rubbermaid монополию по многим категориям продуктов, что позволяло ее товарам завоевывать прочные позиции прежде, чем конкуренты успевали хотя бы скопировать их дизайн. К концу 80-х Rubbermaid выпускала 365 наименований в год — рекорд, который свидетельствовал о хорошо отлаженном процессе разра­ботки новых продуктов, позволявшем компании максимально сократить разрыв между моментом зарождения идеи и появлением на прилавке ее вещественного воплощения. Главные составляющие этого процесса — тес­ный контакт с потребителями, минимум рыночных испытаний и созда­ние многофункциональных команд — обеспечивали убийственную ком­бинацию скорости и новаторства.

Многофункциональные команды, в состав которых входили специа­листы по маркетингу, производству, НИОКР и финансам, накапливали опыт и добивались высокой скорости работы, специализируясь на конк­ретной товарной линии. Они черпали новые идеи, общаясь с покупателя­ми и наблюдая за тем, как потребители используют те или иные предметы у себя дома и на рабочих местах. Если ты производишь товары для сферы общественного питания, ты будешь неделями не вылезать из McDonald's, выясняя, в каких товарах нуждаются работники подобных заведений и каковы возможные способы применения этих предметов. Поскольку спе­циалистов по НИОКР отличала близость к продукту и его потребителю, Rubbermaid считала, что может до минимума сократить процедуру тести­рования, предшествующую выводу нового продукта на рынок. Это зна­чительно сокращало путь нового товара к прилавку, а кроме того, умень­шало шансы конкурентов на выбрасывание на рынок товара-подражате­ля. Таким образом, акцент на скорости и инновационности обеспечивал Rubbermaid фактическую монополию на выпуск продуктов различных ка­тегорий, высокий коэффициент доходности и власть над предприятиями розничной торговли.

 

От скорости и инновационности к логистике и себестоимости

Однако постепенно девиз 80-х «покупай до упаду» стал терять популяр­ность, и в 90-х на смену ему пришел лозунг «плати меньше — получай больше». Люди стремились сделать удачную покупку, и розничные тор говцы в ответ стали прибегать к стратегиям типа «низкие цены каждый день». R ubbermaid — ее теперь возглавлял Вольфганг Шмитт, который при­нял бразды правления из рук легендарного Голта, удалившегося на покой в возрасте 65 лет, — продолжила делать то, что умела делать лучше всего, и даже получила в 1993 году от журнала Fortune почетное звание «достой­ной наибольшего восхищения американской компании» в значительной мере именно благодаря своей репутации новатора. Но одних товарных инноваций становилось уже недостаточно.

В 90-х годах на потребительском рынке широко распространилась тен­денция к укрупнению, которая привела к увеличению влияния рознич­ных торговцев и снижению роли производителя. Мощные розничные сети, такие как Wal-Mart (через которую продавалось 14 процентов общего чис­ла выпускаемых R ubbermaid товаров), требовали — и получали — от про­изводителей низкие цены, высокий уровень сервиса и поставки по прин­ципу «точно вовремя». Одновременно многие из конкурентов Rubbermaid, готовых продавать товар по более выгодным ценам, делали решительные шаги, направленные на повышение качества своих продуктов, и сокраща­ли время, необходимое для воспроизведения инновационных продуктов. Таким образом, для представителей торговли их товары становились ре­альной альтернативой продуктам Rubbermaid.

 

Падение

Как компания, получившая первое место в ежегодном списке «достойных наибольшего восхищения», всего три года спустя оказывается в том же списке на сотой позиции? В случае с Rubbermaid ответом будет слепота руководителя, который не разглядел явных признаков того, что в отрасли происходят серьезные изменения, и закостенелость организации, которая попала в плен своего прошлого и стала медлительной, невосприимчивой и инертной. Логика развития сюжета вполне очевидна. На протяжении многих лет основополагающим принципом деятельности компании на всех уровнях было удовлетворение потребностей клиентов путем создания но­вых и постоянного совершенствования уже имеющихся продуктов. На­правлявшая все свои силы на развитие инновационных возможностей Rubbermaid десятилетиями жила в волшебном мире заоблачных цен, нео­пасных конкурентов и покладистых покупателей. И вот в один ужасный момент (а в действительности постепенные изменения происходили в те­чение доброго десятка лет) эта годами проверенная стратегия оказалась абсолютно неадекватной, потому что новые влиятельные потребители -розничные торговцы — потребовали от производителей более низких цен и качественного обслуживания, а полные сил конкуренты с готовностью выполнили все эти требования. То, что когда-то являлось залогом успеха, потеряло свое былое значение; правила игры изменились, и на первый план вышли те качества, которыми компания похвастаться не могла. Вот что пустило состав Rubbermaid под откос: высокие цены в сочетании с невни­манием к вопросам производства и сбыта.

Высокие цены. Продукция Rubbermaid, являвшейся лидером в своей отрас­ли, отличалась высокой себестоимостью производства. Стандартной прак­тикой для компании стал перевод растущих издержек в повышение цен. Однако пришла пора, когда надежность и доступные цены стали для роз­ничных торговцев более весомой добродетелью, чем инновационность продуктов.

К несчастью, Rubbermaid понадобилось слишком много времени для того, чтобы заметить происходящие на рынке изменения. Wal-Mart и дру­гие крупные магазины, продающие товары по низким ценам, требовали от компании более выгодных предложений, но когда в 1995 году резко по­дорожали полимеры, Rubbermaid снова переложила рост своих издержек на плечи покупателей. В ответ торговцы предоставили лучшие места на своих полках конкурентам Rubbermaid и предупредили ее руководителей: «Если вы не измените свою ценовую политику, это приведет к гибели ва­шего бизнеса» (22). Не умея снизить издержки производства за счет внут­ренних ресурсов, Rubbermaid попыталась переложить ответственность на плечи своих поставщиков. Компания потребовала, чтобы они уменьшили свои цены, и это привело к потере части самых надежных и выгодных парт­неров. Генеральный директор Шмитт, продолжавший твердо верить в не­зыблемость рыночных позиций компании, призывал менеджеров «скон­центрировать свои усилия на том, чтобы убедить потребителей в необхо­димости повышения цен. В прошлом нам всегда удавалось осуществлять подобные повышения» (23).

Пока компания боролась с этими противоречиями, конкуренты модер­низировали производственные процессы и поддерживали свои цены на низком уровне. Так как попытки R ubbermaid принудить клиентов согла­ситься с высокими ценами провалились, ее прибыли начали неуклонно снижаться. Совершенно неслучайно представители розничной торговли обратили внимание на качество продукции конкурентов и расширили их присутствие на прилавках своих магазинов. В условиях сближения каче­ства и потребительских характеристик товара основным методом сопер­ничества стала ценовая конкуренция, а к этому Rubbermaid была совер­шенно не готова. Дни, когда можно было продать «корзину для белья за 7 долларов, если рядом на прилавке стояла почти такая же и в два раза дешевле», прошли (24).

Невнимание к вопросам производства и сбыта. Долгие годы Rubbermaid не­уклонно наращивала число выпускаемых продуктов. За это время произ­водственная и дистрибутивная системы компании превратились в слож­ную и запутанную головоломку. Складские помещения являли собой хаос «беспорядочно идущих во все стороны поточных линий и бесконечных перемещений поддонов и коробок» (25). Понятие «экономия на издерж­ках» было практически незнакомо; даже такие вспомогательные функции, как закупка и начисление заработной платы, были децентрализованы; в каждом отдельном подразделении существовала собственная информаци­онная система.

Поставка и исполнение обязательств также вызывали множество наре­каний. Заказчикам своевременно доставлялось лишь 75—80 процентов за­казанного товара, и поскольку управление материально-техническим снаб­жением в компаниях-покупателях было организовано по принципу «точ­но вовремя», необязательность R ubbermaid приводила к серьезным сбоям в работе торговых предприятий. За эту неэффективность компания за­платила дорогую цену. Так, потерявшая терпение Wal-Mart, устав от несвое­временных и некомплектных поставок, отказалась от продажи многих игрушек принадлежащей Rubbermaid торговой марки Little Tike's и заме­нила их товарами Fisher Price. Руководитель другого крупного предприя­тия розничной торговли вспоминал: «Они были ужасными поставщика­ми. Все не вовремя, все не то, что нужно, и все очень дорого. Они демонст­рировали вам новую товарную линию, а потом заявляли, что могут отгру­зить не более трети того, что вам требуется» (26). Надеясь успокоить раз­гневанных потребителей, торговые представители Rubbermaid^ конце кон­цов начали предлагать им огромные ценовые скидки, что повлекло за со­бой дальнейшее сокращение прибылей.

Конец пути Rubbermaid был уже недалек. Как это часто бывает, когда после многих лет бездействия предпринимается программа срочных ме­роприятий, вынужденные шаги привели к возникновению новых проблем. Деспотизм генерального директора Шмитта в сочетании с неимоверным напряжением, обусловленным необходимостью выровнять накренивший­ся корабль, привел во второй половине 90-х годов к массовому исходу ме­неджеров практически из всех подразделений Rubbermaid. К1998 году быв­шая «номер один на рынке» настолько ослабела, что потеряла самостоя­тельность и была куплена компанией Newell Corp., имевшей большой опыт приобретения находящихся в кризисной ситуации предприятий.

Вот что сказал о почившей R ubbermaid человек, которому довелось ра­ботать в этой корпорации:

Нам действительно недоставало гибкости. Когда представители торгов­ли просили поставить им товары в другом цветовом исполнении, мы отвечали: «Нет, только белые или голубые». Но если вчера они согла­шались, потому что речь шла о самой Rubbermaid, то сегодня они отве­чают: «Не пойдет, нам нужен ярко-желтый цвет» — и уходят к конку­рентам, которые и занимают наше место. А когда конкурент начинает получать заказы от такой торговой сети, как Wal-Mart или Target, он внезапно начинает расти, и очень быстрыми темпами. Своим неуме­нием приспосабливаться к требованиям потребителей мы очень поспо­собствовали успехам пяти или шести своих конкурентов (27).

 

  Rambler's Top100

При любом использовании материалов, рисунков, или программного кода данного сайта, ссылка на проект "ZeFinance.ru" обязательна.
Цитирование и использование в Интернете разрешено только при наличии гиперссылки на http://news.zefinance.ru/
© 2007 - 2008 Zefinance.ru
Дата изменения: 17.06.2009
Hosted by uCoz