ZeFiance.ru

Apple

Отвечайте не задумываясь: самая известная японская компания? Наверняка большинство из вас вспомнили про Sony. Авторитет и влиятельность Sony настолько огромны, что в Японии мало кто может составить ей в этом конкуренцию. Тем не менее даже великие не застрахованы от ошибок. Sony совершила такую ошибку, когда в 1989 году приобрела Columbia Pictures у ее тогдашнего владельца компании Coca-Cola.

 

Предыстория: Betamax

Масару Ибука и Акио Морита основали Tokyo Tsushin Kogyo (Tokyo Telecommunications Engineering Company) в 1946 году. Согласно их замыслу, Tokyo Tsushin Kogyo предстояло стать "умной" компанией, которая находит оригинальные решения, позволяющие создавать новые высокотехнологич­ные продукты» (17). К 1957 году компания успела подарить миру первый японский транзистор, магнитофонную кассету и карманный радиоприем­ник и поменять свое название на Sony (от латинского sonus — звук). В 1967 году Sony с CBS Records организовали совместное предприятие по выпуску и продаже звуковых записей. К 1975 году Sony выпустила на рынок домашний кассетный видеомагнитофон стандарта Betamax — событие, которое должно было ознаменовать новый этап в развитии компании.

Разработка видеоформата Betamax имела для Sony огромное значение. Теперь компания могла предложить потребителям новый, революционный продукт, который позволял им записывать и просматривать их лю­бимые телевизионные передачи и кинофильмы в любое удобное для них время. Однако через два года стало ясно, что покупатели безоговорочно отдают предпочтение видеокассетному магнитофону стандарта VHS, ко­торый поставлял на прилавки магазинов главный конкурент Sony — ком­пания Matsushita. Почему это произошло? Sony, придерживаясь сценария, которым всего несколько лет спустя воспользовалась и Apple, стремилась сохранить жесткий контроль над использованием формата Betamax и не так активно, как Matsushita, привлекала в свой лагерь другие занимающи­еся электроникой компании. VHS получил более широкое распростране­ние, и киностудии начали выпускать основную часть своих видеокассет именно в этом формате, низведя Betamax до положения неудачника, не­смотря на то что с технической точки зрения он имел ряд преимуществ над VHS. «Мы не приложили достаточно усилий, чтобы создать семью. Семью удалось создать другой стороне, которая пришла на рынок позже нас», — сказал позднее Морита, имея в виду тот факт, что Matsushita ак­тивно распространяла лицензии на использование своей технологии и объединила вокруг себя производителей электроники, что и позволило ей подорвать позиции Betamax.

 

Добавим к форме содержание: CBS Records и Columbia Pictures

В конце 70-хмы начали осознавать, что Sony следует расширить поле своей деятельности и перестать ограничиваться только выпуском аппаратуры. То, что произошло с Betamax, показало нам, что оборудование продается только в том случае, если покупатель располагает доступными для воспро­изведения на этом оборудовании записями.

Мики Шульхоф,

бывший президент Sony USA,

Fortune, 9 сентября 1991 года.

Как мы уже убедились, прошлое фирмы часто оказывает огромное вли­яние на ее настоящее. Чтобы понять стратегию компании, нужно изучить ее прошлое. Для Sony уроки прошлого были очевидны. Вначале на гори­зонте появилась CBS Records, которую Sony купила в 1988 году, заплатив 2 млрд. долларов. Убежденные, что фонотека CBS Records сыграла свою роль в успехе компакт-дисков, руководители Sony устремили свои взгля­ды на эту компанию в поисках аудиоматериалов, которые должны были гарантировать счастливое будущее новой цифровой аудиокассете, разра­ботанной в лабораториях Sony.

Вскоре после того как сделка с CBS Records была окончательно оформ­лена, Sony приобрела компанию Columbia Pictures и две ее производствен­ные единицы — Columbia и Tri-Star, а также принадлежащую ей фильмо­теку, которая включала в себя как классику кинематографа, например фильм «Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia), так и современные про­изведения, такие как «Тутси» (Tootsie) или «Охотники за привидениями» (Ghostbusters). Columbia также обладала правами на ряд синдицированных телевизионных программ, таких как «Женаты... с детьми» (Married... with Children) и «Колесо фортуны» (Wheel of Fortune). Все это стало собственно­стью Sony. Правда, генеральный директор Columbia Pictures Виктор Кауф­ман отказался сотрудничать с новыми хозяевами и после слияния поки­нул свой пост. У Sony был свой кандидат на это кресло, и ей оставалось только подобрать руководящую команду, которой предстояло работать под началом этого человека.

 

Люди дождя:

Guber - Peters Entertainment Company

Руководитель Sony North America Мики Шульхоф, на которого были воз­ложены обязанности по поиску директора студии Columbia Pictures, оста­новил свой выбор на возглавлявших Guber-Peters Entertainment Company Питере Губере и Джоне Питерзе. В активе Губера числились такие извест­ные кинофильмы, как «Бездна» (TheDeep) и «Какими мы были» (The Way We Were). Он был, если можно так сказать, типичным калифорнийцем, со всеми этими модными взглядами насчет «самоощущения» и неравно­душием к производимому впечатлению. Беседуя с нами о своих дости­жениях, Губер сказал нам: «Первым делом я обращаюсь к своей интуи­ции, потому что я считаю, что каждое деловое решение должно быть твор­ческим решением. Моя интуиция — это своего рода картель..., который объединяет мои наблюдения, мои интеллектуальные ресурсы и мое под­сознание; я погружаюсь в нее и оказываюсь там, где нет места страху…

Перед тем как лечь спать, я фокусируюсь на своей макроцели или мак­ровозможности, чтобы дать пищу своему подсознанию» (20).

Питерз сделал себе имя, приняв участие в создании фильма «Рождение звезды» (Л Star Is Born), главную роль в котором сыграла его тогдашняя подружка Барбра Стрейзанд. В мае 1980 года Губер и Питерз объединили свои усилия и реализовали несколько успешных проектов, в числе кото­рых оказались такие киноленты, как «Грязные танцы» (Flashdance) и «Цве­ты лиловые полей» (The Color Purple). «Аборигены» Голливуда, однако, относились к этой команде без особого восторга, в частности, печальной известностью пользовался тяжелый нрав Питерза (21). Говорили, что Сти­вен Спилберг отказывался допускать Губера с Питерзом на площадку, где снимали «Цветы лиловые полей». Экс-глава Columbia Фрэнк Прайс, кото­рый вместе с Питерзом и Губером позировал для фотографии по случаю получения Оскара лентой «Человек дождя» (Rain Man), утверждал, что «пока фильм снимался, ни того, ни другого поблизости не было» (22). Тем не менее не подлежит сомнению факт, что Губер и Питерз имели непос­редственное отношение к созданию самого кассового фильма в истории Warner Bros. — «Бэтмен» (Batman).

Недавние успехи Guber-Peters Entertainment Company (GPEC) и изыскан­ные манеры Губера убедили Sony в том, что она нашла для своей студии подходящую команду руководителей, хотя Губер и Питерз только что под­писали пятилетний контракт с Warner Bros. Это значило, что для того, что­бы заполучить энергичную парочку, Sony необходимо было выкупить их производящую компанию. Что Sony и сделала, заплатив 200 млн. долла­ров, то есть на 40 процентов больше реальной рыночной стоимости GPEC. Губер и Питерз поделили кругленькую сумму в 80 млн. долларов, образо­вавшуюся в результате продажи принадлежавших им акций, и как руко­водители студии должны были получать жалованье в 2,7 млн. долларов, долю в приросте рыночной стоимости предприятия и премиальный фонд в размере 50 млн. долларов (которым они могли распоряжаться по своему усмотрению) к концу пятилетнего срока.

Sony выложила за Columbia Pictures 3,4 млрд. долларов, а учитывая об­разовавшиеся долги, Columbia обошлась ей почти в 5 млрд. долларов (на 70 процентов выше номинальной стоимости). Затем глава Warner Bros. Стив Росс в последний момент отказался освободить Питерза и Губера от обя­зательств по заключенному с ними контракту, и Sony пришлось уступить Warner. (1) часть принадлежащих ей съемочных площадей Columbia в Бер­банке в обмен на находившуюся в собственности Warner старую площад­ку MGM, которая располагалась в гораздо менее привлекательном Калвер Сити; (2) 50-процентную долю в акционерном капитале высокоприбыльного клуба-магазина Columbia House, занимавшегося почтовой рассылкой музыкальных товаров; и (3) право транслировать содержимое фильмоте­ки Columbia по своим кабельным телесетям. Все считали условия соглаше­ния «настолько невыгодными для Sony, что в течение нескольких недель в Le Dome1 все только и говорили об этой сделке, которая получила кодовое название «месть за Перл-Харбор»» (23). Общая стоимость соглашения, по оценкам, превышала 500 млн. долларов.

 

 

Губер и Питерз начинают действовать

К моменту вступления в должности Губера и Питерза общие затраты Sony на приобретение Columbia Pictures достигли почти 6 млрд. долларов (24). Практически сразу же эти двое начали не считая тратить деньги направо и налево. Старая площадка MGM, доставшаяся Columbia от Warner, была подвергнута реконструкции, которая обошлась компании почти в 1 млрд. долларов. Офисы руководителей обновили, обставив их антикварными столами и стульями; стоимость одного предмета доходила до 26 тыс. дол­ларов. Широкую огласку получил случай, когда Джон Питерз подписал смету в 250 тыс. долларов на отделку офиса одного из продюсеров — факт, который в беседе с нами он комментировать отказался (25).

Расходы, связанные с реализацией телевизионных проектов, а также производством и управлением, на протяжении следующих двух лет тоже росли как на дрожжах. Накладные расходы к 1991 году увеличились на 50 процентов и достигли отметки в 300 млн. долларов — примерно на 60 млн. долларов больше, чем у других крупных киностудий. Производственный бюджет компании составил 700 млн. долларов, что почти вдвое превыша­ло соответствующие бюджеты конкурентов. В среднем создание одной кинокартины обходилось Sony в 40 млн. долларов, в то время как средний показатель по отрасли составлял 28 млн. долларов. Непомерные наклад­ные расходы и высокая стоимость производства стали причиной возник­ших у компании проблем, когда в 1991 году объем кассовых продаж в це­лом по отрасли сократился на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом; подобного удара киноиндустрия не испытывала на протяжении целых двадцати лет. Не наблюдалось стабильности и в управлении: у сту­дии непрерывно менялись руководители, и каждый из них неизменно по­лучал очень щедрое выходное пособие. Ушел даже Питерз (забрав 50 млн. долларов и средства на организацию новой продюсерской компании). Пресса не преминула обратить внимание на текучесть руководящих кадров Columbia; журнал Spy писал: «Самое модное развлечение в Голливу­де — лотерея Sony Lotto, которая обещает быстрое обогащение удачливо­му игроку, который получает уведомление об увольнении со студии и чек на круглую сумму впридачу» (26).

Невзирая на огромные расходы и отсутствие порядка, Губер утверж­дал, что 2 млрд. долларов Sony потратила отнюдь не впустую: в 1991 году компания заняла первое место в отрасли по кассовым сборам (27). В дей­ствительности своими достижениями начала 90-х Sony во многом была обязана дистрибьюторским соглашениям, которые она заключила с дву­мя небольшими компаниями — Castle Rock и Carolco. (Половину своих кассовых доходов в 1991 году Sony получила за счет «Терминатора-2» (Terminator 2), который был снят Carolco.) Даже в ставший для компании лучшим 1992 год все 400 млн. долларов дохода от основной деятельности полностью ушли на уплату процентов и списания условной стоимости репутации и деловых связей. В конце концов наблюдавшийся в Японии экономический спад, уменьшение объема продаж техники Sony и подъем курса иены по отношению к доллару привели к тому, что из Токио послы­шались голоса, которые требовали от нового подразделения повышения эффективности.

 

Неутешительные итоги

Sony решила бросить все силы на производство самой ожидаемой карти­ны 1993 года «Последний киногерой» (The Last Action Него) с Арнольдом Шварценеггером. Кинофильм, на создание которого ушло 90 млн. долла­ров, должен был во всей полноте продемонстрировать синергию, порож­даемую союзом формы и содержания: киностудия Sony снимала фильм на оборудовании ТВЧ, которое производила Sony, в фильме были широко представлены продукты Sony, звуковую дорожку к фильму выпустила ком­пания Sony Music, премьерный показ фильма состоялся в кинотеатрах Sony, оборудованных патентованной системой объемного звучания SDDS. В на­личии было все, кроме одной важной вещи: фильм, который вошел в чис­ло самых дорогих проектов в истории кинематографа, потерпел коммер­ческую неудачу. За «Героем» последовал ряд менее шумных, но, тем не менее, достаточно болезненных провалов, и деятельность студии оказа­лась парализована. Начиная с весны 1994 года Губер на протяжении почти шести месяцев не одобрил к производству ни одного сценария. Из двадца­ти шести картин, которые компания выпустила в 1994 году, семнадцать оказались убыточными; общие убытки Sony от кинопроизводства в этом году составили 150 млн. долларов. Терпение Sony наконец истощилось. Двадцать девятого сентября 1994 года Губер «ушел в отставку», не преминув реализовать еще одну после­днюю «макровозможность», а именно — получив компенсационный па­кет размером в 275 млн. долларов, который включал в себя годовое жа­лованье, оценивавшееся в 5-10 млн. долларов. Рыночная доля Sony Pictures, которая значительно увеличилась в 1991-92 годах, вернулась к уровню 1989 года, а финансовый ущерб еще только предстояло подсчи­тать. Эпоха Губера — Питерза окончательно завершилась в ноябре 1994-го, когда Sony объявила о списании 3,2 млрд. долларов; в результате ак­ционерный капитал компании уменьшился почти на 25 процентов. Вско­ре после этого президент Sony USA Мики Шульхоф был смещей со свое­го поста, a Sony приступила к реорганизации работы своего кинопроиз­водящего подразделения. На вопрос, что бы, по его мнению, нужно было сделать иначе, Шульхоф ответил: «Наверное, им стоило поменять руко­водство» (28).

 

Эпилог

Чему нас может научить история о том, как Sony купила Columbia Pictures? Да, она вложила в киностудию чудовищное количество средств; и да, она доверила управление студией двум «аборигенам» из Голливуда и практи­чески отказалась от всякого контроля за их деятельностью, и за это ей при­шлось дорого заплатить. Интересно, однако, понять логику, которая при­вела к заключению этой сделки. Мы помним, что Sony тогда, как и сейчас, была прежде всего компанией по производству электронного оборудова­ния. При этом ее руководители считали, что обязательным условием про­движения новых технологий является наличие содержательного компо­нента, представленного в соответствующем формате. Эта логика естествен­ным образом вытекала из опыта, приобретенного компанией в процессе вывода на рынок видеомагнитофона стандарта Betamax и компактного диска. Поскольку потребители отдавали предпочтение стандарту VHS, киностудии начали записывать фильмы именно в этом формате, и Betamax приказал долго жить. Проигрыватели компакт-дисков, с другой стороны, завоевали признание покупателей благодаря тому, что Philips (которой принадлежала PolyGram Records) и Sony (через CBS Records) активно про­двигали этот продукт на рынках Японии, Европы и США.

Безусловно, доступность записей играет большую роль в деле популя­ризации воспроизводящего оборудования. Тем не менее существует и дру­гая движущая сила, которая хотя и упоминалась некоторыми руководите­лями Sony, но никогда не принималась в расчет при построении глобальных стратегических планов. Этот существенный фактор, о котором гово­рил бывший председатель правления Sony Акио Морита, — создание «се­мьи». Анализируя произошедшее с Betamax, Морита понял, что Matsushita победила потому, что сумела привлечь на свою сторону больше союзни­ков, подорвав тем самым позиции Sony и превратив Betamax в малоупо­требимый стандарт. В данном случае наличие записей соответствующего формата стало следствием успешных альянсов, заключенных Matsushita: видеомагнитофоны VHS лидировали на рынке электронного оборудова­ния, поэтому производители видеоматериалов записывали свою продук­цию именно в этом формате.

Самый интересный момент заключается в том, что приобретение Columbia Pictures имело смысл только в том случае, если мы будем следо­вать логике «наличия записей», а не логике создания «семьи». Ведь Columbia Pictures сама по себе не обладала таким влиянием, чтобы определять пред­почтения рынка и склонять мнение потребителя в пользу оборудования, производимого Sony. Руководители Sony считали, что контроль над кино­студией станет решением старой проблемы, погубившей Betamax, и по­может компании продвигать новый формат ТВЧ и новый восьмимилли­метровый видеоформат. К несчастью, уроки, которые компания извлекла из своего прошлого, оказались неполными и вводящими в заблуждение. Наличие материалов, записанных в нужном формате, было следствием, а вовсе не причиной рыночного господства (29).

Порой стратегические промахи объясняются неправильным понима­нием причинно-следственных связей. А иногда проблемы, сопровождаю­щие слияния, возникают под влиянием субъективного фактора. Наша сле­дующая история служит доказательством того, какую большую роль в деле успеха или неуспеха компании могут сыграть личные качества ее руково­дителя.

 

  Rambler's Top100

При любом использовании материалов, рисунков, или программного кода данного сайта, ссылка на проект "ZeFinance.ru" обязательна.
Цитирование и использование в Интернете разрешено только при наличии гиперссылки на http://news.zefinance.ru/
© 2007 - 2008 Zefinance.ru
Дата изменения: 17.06.2009
Hosted by uCoz